dk_narrativ (dk_narrativ) wrote,
dk_narrativ
dk_narrativ

Category:

Второй навык высокоэффективных проблем: отказ в праве быть

из статьи Стивена Мэдигэна "Восемь навыков высокоэффективных проблем"

http://www.narrativeapproaches.com/narrative%20papers%20folder/habits%20paper.pdf

Отказ в праве быть

Мэдигэн выделил этот навык высокоэффективных проблем, изучая работы Мишеля Фуко, беседуя с Майклом Уайтом, и в особенности - обсуждая с коллегой, Викки Рейнольдс, ее опыт работы с людьми, пережившими пытки и находящимися в лагере для беженцев. Мэдигэн размещает "отказ в праве быть" (illegitimacy) в более широком контексте аномии и социальной изоляции. Также на Мэдигэна повлияли идеи Дэвида Эпстона о том, "кто обладает правами на рассказывание проблемной истории". Когда проблемы вместе со специалистами подвергают сомнению права человека (в частности, его право быть (быть здеть, быть таким, какой он есть)), у человека может возникнуть переживание, что он "стоит меньше, чем ничего". Люди могут начать чувствовать себя беженцами в своей собственной жизни, оторванными от любви и контакта с другими людьми, они нигде не чувствуют себя своими, нигде не чувствуют себя в безопасности. В таком случае люди могут чувствовать, что их в их собственной жизни нет, или что они в свою жизнь проникли, как самозванцы.

Для исследования контекста этого переживания, Мэдигэн предлагает задать следующие вопросы:



- Кто обладает властью создавать историю о том, что такое "быть личностью на законных основаниях"?
- Как создаются стандарты "законности"?
- Какие дискурсивные практики и профессиональные сообщества в это вовлечены?
- Какое знание/власть используется в вынесении суждения о том, кто "нормален", а кто - "не нормален"?
- Каковы доминирующие истории, каким человек имеет право быть, которые поддерживают эту историю о том, что данный человек права быть не имеет?
- При помощи каких средств эти истории формулируются и распространяются?
- Какую роль чувство принадлежности к какой-либо группе или сообществу играет в переживании "права быть" или его отсутствия?
- Что должно произойти, чтобы человек начал воспринимать себя "беженцем" в своей собственной жизни и сообществе?
- Какие альтернативные истории помогают деконструировать эту историю об отсутствии права быть и помогают заново припомнить иные, предпочитаемые аспекты себя?

Этот навык проблемы используют, чтобы человек почувствовал себя изолированным, невидимым, чужим в своей повседневной жизни. При этом проблемы не дают человеку задуматься о множестве причин, в силу которых может возникать это переживание аномии (чаще всего - это жизненные практики, лежащие за пределами доминирующих норм западного общества). Вместо этого проблемы заставляют человека обвинять себя, считать, что с ним самим что-то не так, считать себя лузером.

Работая с этим навыком, мы можем помочь людям выступить с протестом против притесняющих практик, заставляющих человека считать себя полностью и единолично ответственным за переживания отвержения и социальной изоляции. При этом можно задавать вот такие вопросы:

- Есть ли у вас представление, кто поддерживает эту историю о том, что вы "не вписываетесь"?
- Есть ли в обществе какие-то представления, в силу которых вы чувствуете, что быть признанным как "полноценный", "состоявшийся", "нормальный" человек - это трудная задача, если посильная в принципе?
- Рассказывал ли кто-то с позиции авторитета о вас истории, которые поддерживали ваше переживание, что вы не имеете права быть? Начальство, книги, учителя, врачи, телевизор и пр.?
- Бывали ли когда-нибудь случаи, когда вы подвергали сомнению право на существование историй о вас, как не имеющем права быть?
- Если такие случаи бывали, что сделало их возможными? И что, в свою очередь, эти случаи сделали возможным?
- Был ли в вашей жизни кто-то, признававший ваше право быть? Если да, то кто это был? Что, как вы помните, они говорили?
- Как они демонстрировали, что верят в ваше право быть? Как вам кажется, почему они верили в это?
- Бывали ли у вас случаи, когда, чем больше вы старались доказать кому-то (человеку или группе), что вы имеете право быть, тем сильнее было в итоге чувство, что вы не имеете права быть?
- Что этот опыт говорит вам о тех людях, которых вы пытались убедить в вашем праве быть?

Tags: восемь навыков высокоэффективных проблем, стивен мэдигэн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments